ПЕЙЗАЖНАЯ ФОТОСЪЕМКА
В ПУТЕШЕСТВИЯХ


Выдержки из книги
Александра Арбита и Данила Луговьера
«Фотография и киносъемка в путешествии»
          1 | 2 | 3     >>>
Стр. 1 из 3

 

Подавляющее большинство снимков, которые делают туристы в походах, - пейзажные. Пейзаж может служить и самостоятельным объектом изображения, и фоном, на котором проходит туристское мероприятие. В пейзажной фотографии главное - избавиться от бестемья, от снимков просто так, в каждом из них должна быть мысль, каждый должен чем-то привлекать внимание зрителя, волновать его. В туристском путешествии, с быстрой сменой окружающих картин, нужно научиться оценивать увиденное. Причем совсем не обязательно пейзажный снимок должен быть широкой панорамой, общим планом. Часто удачно выбранный уголок служит основой для ярких и впечатляющих кадров.

При съемке пейзажей фотограф сталкивается с трудностью выделения главного в снимке. Природа вся красива, живописна, и это побуждает людей малоопытных относиться к ее изображению, как к делу очень легкому и простому. Но на натуре мы видим стереоскопическое подвижное многокрасочное изображение, воспринимаем вместе с ним и шумы, и запахи, и многое другое, что создает определённое настроение. Кроме того, человеческий глаз с высочайшим совершенством концентрирует внимание на интересных, пусть ранее малозаметных деталях. А фотоснимок - плоская неподвижная картинка - должен передать то, что увидел и почувствовал автор. В умении это сделать и заключается мастерство фотографа.

 
       
 

Здесь, естественно, нет и не может быть готовых исчерпывающих рецептов. Но знать основные технические и изобразительные средства необходимо, чтобы ими целенаправленно пользоваться. Готовое изображение должно быть так построено, чтобы глаз зрителя не блуждал по нему в поисках главного. Решению изобразительных задач помогают цветовое и композиционное решение снимка, тональное, линейное построение и т. д. Общая тональность фотоснимка вo многом зависит от плотности и контраста изображения, что определяется условиями экспонирования и проявления негатива или слайда, технологией фотопечати.

В черно-белой фотографии существенно изменяют соотношения тонов светофильтры. Общее правило таково: светофильтр увеличивает относительную яркость предметов своего цвета и уменьшает яркость тех, которые окрашены в дополнительый или близкий к нему цвет. Так, желтые или желто-зеленые светофильтры делают более светлой зелень и более темным - голубое небо (поэтому на нем рельефнее видны облака). Голубые и синие светофильтры дают обратный эффект. Воздушная дымка, которая способствует разделению разноудаленных планов, возникает из-за рассеяния света частицами, содержащимися в воздухе, и может быть полностью уничтожена применением, например, оранжевого или красного светофильтров. При цветной съемке светофильтры, как правило, фотолюбителями не применяются, исключением являются ультрафиолетовые, несколько снижающие избыток синего тона на снимках, сделанных на высотах более 2000 м над уровнем моря.

Пейзаж можно снимать в любую погоду, в любое время дня, в сумерках и даже ночью. Наиболее рельефное, выигрышное освещение - в утренние и предзакатные часы: скользящие тени делают картину объемной, солнечный свет в это время мягкий, теплый. Ближе к полудню цвет освещения меняется, усиливается контраст. Тени становятся более короткими и резкими.

Часто в пейзажных снимках присутствует водная поверхность. Гладкая вода отражает свет неба, поэтому все, сказанное выше о светофильтрах, можно распространить и на такие объекты.

Очень внимательно нужно следить за показаниями экспонометра: при неправильном пользовании им можно получить ошибочные результаты, хотя прибор работает исправно. При определении яркости общих планов приходится следить, чтобы измерялось именно то, что составляет сюжетно важную часть снимка. Особой тщательности требует определение экспозиции при съемке ярко освещенных пейзажей со сравнительно темным передним планом: в зависимости от того, по какой части кадра производится измерение, результат может измениться в несколько раз. Если ставится задача правильно передать ярко освещенные дали, тонкие тональные переходы на небе или снежной поверхности, приходится давать экспозицию по этим участкам и заведомо недодерживать остальные, менее яркие. Иногда нужно подсвечивать передний план, чтобы он не оказался недопустимо темным: для этих целей можно применить фотовспышку или использовать в качестве рефлектора любую светлую (лучше - белую) поверхность.

Для пейзажной съемки очень важно проследить, чтобы камера внутри не давала рефлексов. Сильный свет неба, пройдя через объектив, может завуалировать весь кадр, если хотя бы небольшие поверхности или детали механизма аппарата будут плохо зачернены. Безусловно, нужна бленда, особенно, если она защищает от прямого освещения солнцем передние линзы объектива. Еще важнее защищать блендой светофильтр, хотя не всегда такая возможность предусмотрена конструкцией.

 
 
             1 | 2 | 3
Стр. 1 из 3
    Переход к следующей странице


Ссылка по теме

Информация об особенностях фотосъёмки пейзажей в путешествиях и походах


 
Литература для фотолюбителей