При необходимости съемки внутри леса лучше воспользоваться ранними утренними часами, когда еще не рассеялся туман. Дымка тумана позволяет смягчить подробности на заднем плане, подчеркивая передний план.
Эффектные снимки могут получиться в лесу с туманом, при заднем задке-боковом освещениии
солнцем. Пучки света, пробивающиеся через листву, становятся видимыми. Прозрачными светящимися полосами они
пересекают снимок, придавая ему особенную солнечность
и воздушность.
Часто при съемке панорам с высоких точек и просто при съемке обширных пространств даль скрадывается дымкой.
Это очень эффектно, но для снимка, на который потом нужно будет нанести маршрут похода, дымка вредна, она мешает передать подробности местности на фотографии.
Дымка бывает двух родов - голубоватая дымка от рассеяния света в воздухе и белесая и желтоватая дымка от
рассеяния света пылью, паром, дымом и т. д. Действие белесых и желтоватых дымок нельзя ослабить никаким светофильтром.
Можно снимать и отдельные интересные детали: сугроб, сухое дерево, ветку, лишайник, повисший на ней.
Трудность съемки зимнего пейзажа почти всегда заключается в том, как показать на снимке снег, покрывающий землю, дома и деревья, снег, искрящийся под косыми лучами низкого зимнего солнца. От степени передачи игры света
и тени на снегу чаще всего зависит весь эффект зимнего снимка. Тени на снегу очень красивы, но, как нетрудно заметить, они имеют синеватый оттенок.
Зимние пейзажи чаще всего снимают при солнечном свете, направленном сбоку или почти навстречу аппарату. При этом совершенно необходима бленда. Если в других видах съемки мы иногда можем обойтись без нее, то при съемке освещенного солнцем снега это невозможно. В обычных условиях свет идет только от солнца и частично от неба. Зимой он идет со всех сторон, отражаясь от белоснежной пелены, покрывшей все вокруг. Посторонний свет, попавший через объектив в аппарат, засвечивает более или менее равномерно весь кадр и делает снимок серым.
При съемке зимних пейзажей надо учитывать, что свежий снег очень ярок, и поэтому пытаться передать на отпечатке одинаково хорошо фактуру снега и деталей в тенях
темных предметов (ветви елей или людей в темной одежде) дело безнадежное. Предпочтение надо отдать чему-то одному.
Передача фактуры, т. е. строения поверхности снега, песка, воды и т. п., необходима, так как, если их фактура не видна, то они имеют на снимке вид ровных белых и серых поверхностей и делают фотографию скучной. Снимая объекты, обладающие характерной фактурой, нужно подбирать такое освещение, которое хорошо выявляет ее, и остерегаться передержки. Фактура объектов на фотографии создается мельчайшими светлыми тенями. Передержка может уничтожить их, а вместе с ними и всю красоту снимка.
Зимой, когда аппарат вносится с улицы в теплое помещение, он сразу запотевает. Съемка делается невозможной: сколько ни протирай объектив, он сразу снова запотевает. Аппарат нужно вынуть из футляра и дать ему отогреться, время от времени обтирая влагу с корпуса. Объектив протирать не следует, чтобы не повредить его, капельки влаги быстро испарятся сами.
Те же предосторожности надо соблюдать и альпинистам при работе выше снеговой линии.
|