Как снимать пейзажи
в путешествиях и походах


Выдержки из книги
«Фотолюбителю-туристу»
<<<       >>>

Не обязательно всегда снимать только при солнечной погоде. Конечно, фотографии, сделанные при свете солнца, будут выразительнее, чем снимки, полученные в туманную погоду. Но снимки туманов имеют свою прелесть. Туман усиливает воздушную перспективу, закрывая от нас даль. Он скрадывает мелкие детали пейзажа, выявляя линии и силуэты. Самый привычный, ничем не привлекательный пейзаж может стать очень привлекательным на снимке.

 
     
 

Интересны бывают снимки туманов, пластами стелющихся над рекой или над лесной поляной. Часто они совершенно покрывают воду и землю, и над белым пластом лишь торчат верхушки кустов да высокие берега.

Снимать в тумане можно с довольно короткими выдержками, так как глубоких теней в туманную погоду не бывает.

Эффект тумана сильнее всего сказывается при съемке против света, поэтому именно в этом направлении и следует его снимать. Свет, идущий навстречу объективу, и большое количество света, рассеянного в атмосфере, делают необходимым применение бленды.

В туманную погоду большие пространства плохо передаются на фотографии. Поэтому на снимке обязательно должен быть передний план. Он же обычно бывает и самым темным местом на снимке - остальное по мере удаления становится все светлее и, наконец, совсем исчезает. Снимая в тумане, да и вообще в сырую погоду, следите за тем, чтобы линзы объектива не запотели. Мельчайшие капельки влаги, покрывшие линзы объектива, могут совершенно испортить снимок.

Соблазнительны для съемки закаты... Чтобы снимок был интересным, закат не должен быть единственным содержанием снимка, а дополнялся каким либо передним планом.


 
     
 
  Над Кандалакшским заливом взошла
полная луна.
  Вечерняя заря отражается
в зеркальной глади моря
 
 

Трудность съемки пейзажей на закате заключается в очень большом контрасте между предметами переднего плана и небом. Приходится снимать с минимально допустимой выдержкой для проработки переднего плана, пренебрегая некоторой передержкой неба. Если же передний план должен получиться силуэтом, без всяких подробностей, то выдержку можно взять короче.

Хорошо получаются закаты над водой. Вода, отражающая много света, остается довольно светлой, и на снимке пропадает неизбежное в других случаях резкое деление на темный передний план и светлое небо. Снимая закат, сделайте несколько снимков с разными экспозициями, так как вечером условия освещения быстро меняются и в течение нескольких минут свет может стать слабее в 2-3 раза.

Когда на снимке, сделанном стандартным объективом, есть изображение солнца или луны, то они оказываются очень маленькими по сравнению с остальными предметами на снимке. Мы привыкли сравнивать размеры солнца с размерами сильно удаленных предметов, расположенных на горизонте, поэтому оно нам кажется большим. И художники тоже изображают солнце и луну очень большими. Фактически видимый размер луны такой же, как размер копеечной монеты с расстояния вытянутой руки, а солнце - чуть побольше. Аппарат добросовестно регистрирует то, что есть на самом деле, но изображение получается непривычным, а потому неприемлемым для нас.

Чтобы солнце на отпечатке не казалось маленьким, снимать его надо телеобъективами (речь идет о солнце на закате). Чем длиннее фокусное расстояние телеобъектива, тем крупнее будет изображение.

 
   
 
Переход к предыдущей странице         Переход к следующей странице

Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»
Литература для фотолюбителей