Портретная фотосъемка
в путешествиях


Выдержки из книги
«Фотография и киносъемка в путешествиях»
<<<   1 | 2 | 3     >>>
Стр. 2 из 3

Туристы-фотолюбители уделяют этому виду съемки значительное внимание Это и фотографии товарищей по походу, интересных людей, встретившихся в пути, портреты местных жителей, групповые снимки и т. п. Такие работы, как правило, далеки от портретных в том смысле, какой им придается в бытовых фотоателье, скорее, это снимки людей, занятых каким-либо делом, взаимодействующих между собой, т. е. небольшие жанровые сцены. Участники похода проводят много времени вместе, делят заботы, радости, успехи и неудачи. Здесь все делают общее, не всегда легкое дело и чаще чем в обыденной жизни, встречаются яркие проявления характеров. Все это прекрасные условия для создания выразительных портретов. Портретная фотография представляет собой отдельную, хорошо разработанную область фотоискусства. На эту тему написаны специальные книги, выпущены учебники и монографии. Вместе с тем знание некоторых основных положений будет полезно и туристу-фотолюбителю.

Назначение любого портрета - передать облик человека, выразительно и достоверно показать не только внешние черты, но по возможности и характер. Существует ряд приемов и методов, позволяющих добиться выразительности портретных снимков. Но в условиях туристского похода нет возможности специально ставить освещение, можно только целенаправленно использовать естественный свет. Освещение поможет вылепить объем, подчеркнуть характерные черты.

 
       
 

Прямой солнечный свет редко бывает удачным: он очень контрастен, кроме того, часто заставляет зажмуриваться. Поэтому лучше, если солнце во время съемки слегка прикрыто облаками и находится немного сбоку. Очень сложное освещение солнечным светом через листву деревьев. Как правило, такая съемка дает беспорядочно пестрое изображение, если не применять дополнительную подсветку для смягчения контраста. Напротив, контрового освещения не нужно бояться: лицо, волосы, фигура человека получаются окаймленными светлой линией, но экспонировать необходимо по теням, иначе, если не используется подсветка со стороны аппарата, лицо будет слишком темным.

Применять светофильтры при съемке лиц крупным или средним планом нужно осторожно, и, если нет на то особых причин, лучше светофильтром вообще не пользоваться (желтые светофильтры могут сгустить тени и высветлить губы, а голубые - дать обратный эффект).

При портретной съемке экспозиция выбирается по самой важной части - лицу портретируемого. Проводить измерения нужно внимательно, чтобы не допустить ошибки ни в сторону недодержки (этому может способствовать яркий фон или очень светлая одежда), ни передержки. Главное внимание в момент съемки уделяется выражению лица, фокусировка должна быть строго по глазам.

Очень большую роль играет фон: он может быть либо нейтральным, либо тематическим, привязывающим изображение к реальной обстановке. Фон всегда должен оставаться лишь фоном, не отвлекая от главного в кадре. Чаще всего это достигается тoй или иной степенью нерезкости заднего плана, поэтому в портретной съемке широко применяются объективы с увеличенным против нормального фокусным расстоянием (существуют «портретные» объективы, например, для малоформатных фотоаппаратов... с фокусным расстоянием 85 мм).

Однако и короткофокусными объекгивами могут быть сделаны выразительные портреты. Широкий угол поля зрения, очень большая глубина резко изображаемого пространства, некоторая необычность перспективы при съемки с близких расстояний - все это требует особого внимания при использовании широкоугольников в портретной съемке.

Практика показывает, что в походных условиях наиболее удачны фотографии людей, не подозревающих о том, что на них направлен объектив. И уж во всяком случае нужно решительно отказаться от всякого позерства и нарочитости, это выглядит безвкусицей. Особенно часто на любительских фотографиях встречается какое-то буйное кокетство при групповых съёмках: всякие подставленные друг другу «рожки», кривлянья, нелепые вычурные позы, бестактно облепленные людьми памятники. Лучше ту же группу снять за каким-то общим занятием, когда люди слушаюг экскурсовода или своего товарища, рассматривают в музее картину, просто идут, отдыхают, беседуют. 3десь приходится подчас проявлять известную настойчивость, но если вашими товарищами овладевает приступ безудержного веселья во время съемки - отложите ее на другое время.

При съемках групп на фоне достопримечательностей фотолюбители нередко совершают одну ошибку: сначала ставят группу, а потом ищут точку съемки, причем выясняется, что люди полностью загораживают фон. Лучше делать наоборот: определить точку и направление съемки, оптимальные для объекта, который служит фоном. Затем группа располагается как можно ближе к аппарату так, чтобы все попала в кадр. Разумеется, нужно подумать о глубине резкости, иначе один из планов может быть недостаточно резким.

Часто портреты используют в туристстких отчетах, представляют читателю участников похода. Серия портретных фотографий, особенно размещенных на одном листе, смотрится лучше, если все они сделаны в одной тональности и в близком масштабе, что нужно учитывать уже при съемке. Когда фотографируется много людей, например, на сборах, семинарах и т. п., трудно надеяться по памяти точно определить имя и фамилию каждого. В таком случае, чтобы избавиться от довольно скучного занятия - фиксации в блокноте примет каждого, лучше поместить в углу кадра полоску бумаги с крупно написанным именем и фамилией портретируемого.

Люди хорошо знакомые - а таковыми становятся в походе уже через несколько дней - обычно легко привыкают к съемкам и никак на них не реагируют. Но чувство такта совершенно необходимо при портретных съемках. Никогда не нужно фотографировать тек, кто против этого возражает. Особенно внимательно следует относиться к съемкам людей незнакомых, например местных жителей.

 
Переход к предыдущей странице     1 | 2 | 3
Стр. 2 из 3
    Переход к следующей странице

 
Литература для фотолюбителей