ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОТОСЪЕМКЕ ПЕЙЗАЖА И
АРХИТЕКТУРЫ


Выдержки из
«Краткого справочника фотолюбителя»
Составители И.Д. Панфилов и А.А. Фомин
        1 | 2     >>>
Стр. 1 из 2

 

Пейзаж - жанр искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Сюжеты этого жанра включают и roродской и индустриальный пейзажи. Элементами пейзажных композиций часто бывают люди, животные, архитектурные сооружения, машины, промышленные комплексы.

Фотоаппараты можно применять любые. Однако предпочтительнее крупноформатные.

Фотообъективы также можно применить любые, даже монокль, который дает размытoe изображение (это его свойство можно использовать для решения конкретных художественных задач).

При съемке ландшафтов положение солнца следует выбирать под углом 45-60° к оптической оси объектива, т. е. оно должно находиться сбоку и несколько позади фотоаппарата. Съемку лучше производить утром и вечером. В полуденные часы фотографировать не рекомендуется, так как изображение получается недостаточно рельефным из-за коротких теней. Снимать, коrда солнце находится позади фотоаппарата, также не рекомендуегся, - фотографии будут плоскими, без контрастов, однотонными. Контровой свет выразительно подчеркивает силуэт объекта. Но необходимо следить, чтобы лучи не nопали прямо в объектив.

 
     
 

СЪЕМКА ЛЕТНИХ ПЕЙЗАЖЕЙ

Когда в пейзаже многo зелени, следует фотографировать на изоортохроматических и изохроматических материалах, обязательно со светло-желтым светофильтром.

Чем больше интервал яркостей пейзажа, тем точнее должна быть определена экспозиция (допустим, когда фотографируют пейзаж с очень темным передним планом на фоне белых облаков - интервал яркостей до 1:500). Если на переднем плане расположены светлые детали композиции (допустим, стволы берез), то экспозиция может быть менее точной. Воздушная дымка, пасмурная погода еще болеe снижают контраст изображения, облегчая тем самым экспозицию.

Восходящее и заходящее солнце надо снимать на пленке малой светочувствительности. Чтобы получить большой диск солнца, следует фотографировать длиннофокусным объективом. Светофильтр применяется голубой.

При фотографировании лесного пейзажа выбирают место, где деревья растут не очень густо, например на опушке. Много деревьев, стоящих рядом, внесут пестроту в рисунок. Лучше, если между передним планом (два-три дерева) и задним (масса лeca) будет разрыв - например, небольшая поляна. На таком кадре xopoшо пepeдaется пространство, особенно, когда будет применён длиннофокусный объектив.

Фотографируя в лесу, надо учитывать, что блики от солнца, пробивающиеся сквозь листву, весьма осложняют съемку, так как интервал яркостей у такого сюжета крайне велик и в некоторых случаях доходит до 1:100 000. Почти всегда подобные снимки невыразительны: тени на них выходят черными, а блики - белыми пятнами, совершенно без деталей. Съемку в лесу лучше делать в момент, когда солнце закрыто легким облачком, что сильно снизит контраст сюжета и позволит сделать снимок с деталями в тенях и светах. Выдержку надо определять по теням. В пасмурную погоду снимать в лесу не рекомендуется - фотографии получаются серыми, крайне невыразительными.

При съемке в лесу, когда небо не входит в кадр, рекомендуется для уменьшения контраста сюжета применять голубой светофильтр. Желтый и желто-зеленый светофильтры в этом случае использовать не следует, так как они почти не улучшают передачу зелени, а только удлиняют выдержку. Но если в кадр включено небо, их применение совершенно обязательно.

При съемке пейзажей с облаками применяют желтые светофильтры средней плотности. Очень плотные светофильтры значительно увеличивают контраст между облаками и небом.

Если надо устранить воздушную дымку, применяют плотные светофильтры. Фотографируя на изопанхроматических материалах с красным светофильтром, можно совершенно устранить дымку и получить на снимке детали очень удаленных объектов.

 
 
          1 | 2
Стр. 1 из 2
    Переход к следующей странице

Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»
Литература для фотолюбителей