Описание

Пятый участок маршрута
от реки Сиянги до реки Кеми

<<<       >>>

Десятый ходовой день: река Сиянга - Каргополь - река Онега - дер. Жуковская - дер. Осташевская (нижнее течение реки Лекшма) - дер. Патровская (река Тихманьга) - река Ухта  Проехали 80 км.
   Одиннадцатый ходовой день: река Ухта - пос. Сварозеро - пос. Кречетово - пос. Солза - река Большая Индоманка - пос. Прокшино - река Кема  Проехали 86 км.
   Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»

Нитка маршрута
по Каргопольскому району Архангельской области
и Вытегорскому району Вологодской области:

река Сиянга - город Каргополь - река Онега - деревня Жуковская - деревня Осташевская (нижнее течение реки Лекшма) - деревня Патровская (река Тихманьга) - река Ухта - посёлок Сварозеро - посёлок Кречетово - посёлок Солза - река Большая Индоманка - посёлок Прокшино - река Кема

Среда 13 августа 2003 г. - десятый ходовой день:
река Сиянга - Каргополь - река Онега - дер. Жуковская - деревня Осташевская (нижнее течение реки Лекшма) -
дер. Патровская (река Тихманьга) - река Ухта.

Проехали 80 км, из них по дорогам без покрытия - 40 км

Малооблачно. Тепло. Ветер слабый, северо-восточный.

"Каргопольская сушь" оказалась довольно таки живописной местностью. В Каргополь приехали в первой половине дня. На шоссе, у въезда в город нам повстречались разновозрастные дамочки, по-видимому, занимающиеся самой древней на земле профессией.

В городе купили новую покрышку для велосипеда и батарейки для радиоприёмника. Отоварились продуктами в магазинах и на рынке. Перекусили купленными в магазине творогом, булками и кефиром. В отличие от Пудожа, где со стороны торговцев не было никаких попыток обмануть покупателя, в Каргополе такое было. Продавщица, торговавшая возле рынка фруктами с лотков, обсчитала меня и подсунула гнилые бананы. Зато продавщица в книжном магазине по собственной инициативе стала рассказывать мне об информации, которая есть на плане Каргополя, который я приобрёл в этом магазине.

Каргополь древний город. Датой основания считается 1146 год. По одной из версий о происхождении названия города - Каргополь финское слово, означающее "медвежья сторона". Город расположен на левобережье реки Онеги, в пяти километрах к северу от крупного озера Лача. В XIV-XV веках Каргополь входил в состав новгородских земель, c падением Великого Новгорода в конце XV века - перешёл к Московскому государству. В XVI-XVII веках - крепость на северной окраине России. В 1607 году в Каргопольскую крепость был сослан, а затем ослеплён и утоплен предводитель крестьянского восстания против крепостничества на юге России Иван Исаевич Болотников. В 1613 году город выдержал польскую осаду. В 16-17 веках Каргополь был крупным торговым центром, связывавшим центральные районы России с Поморьем. Каргопольский купец Александр Андреевич Баранов с 1790 по 1818 г.г. был первым главным правителем русских поселений в Северной Америке.

Из архитектурных памятников в городе сохранились: Соборная колокольня XVIII века, одиннадцать каменных церквей XVI-XIX веков и различные строения гражданского назначения (в основном это купеческие дома, построенные в XIX веке). В городе есть музей, турбюро и гостиница.

Архангельская область. Город Каргополь. Церковь Иоанна Предтечи (XVIII век)
Церковь Иоанна Предтечи
в Каргополе (XVIII век)

Архангельская область. Город Каргополь. Набережная реки Онеги
Набережная реки Онеги
в Каргополе

Архангельская область. Город Каргополь. Церковь Рождества Богородицы (XVII век)
Церковь Рождества Богородицы
в Каргополе (XVII век)

Из Каргополя мы выехали по той же улице Ленинградской, по которой и въехали в город. Развилка дорог на юго-запад в Вологодскую область и на запад в Карелию находится на западной окраине города. До деревни Жуковская на дороге был асфальт, затем пошла песчано-гравийная грейдерная дорога. Автомобильное движение очень редкое.

За деревней Осташевская нас догнала большая группа велотуристов-байкеров, примерно, из 12-15 человек. Все они были на горных велосипедах. Байкеры ехали из Плесецка в Вологду. По-видимому, они приехали в Каргополь немного позже нас, и им сказали, что впереди них едут двое велотуристов. Догнать нас оказалось нетрудно, так как мы не торопились - делали остановки: для перекуса, для посещения магазина, для разговоров с аборигенами о предстоящем пути. А главное, на каменистой дороге мы берегли велики и поэтому ехали на невысокой скорости.

Как говорят, аппетит приходит во время еды: легко догнав нас, байкеры решили, что также легко нас перегонят. И, надо сказать, основания для такого рода умозаключения у них были: наши велики гораздо старше и тяжелее горных велосипедов, велорюкзаки байкеров были значительно меньше наших по объёму, у байкеров не было груза над передними колёсами, а у нас он был. К тому же педали у них были с туклипсами, а у нас - обычные "топталки".

Не учли они, правда, одно обстоятельство: пока они догоняли нас, мы об этом не знали, а о том, что нас обгоняют, мы уже знали. Да, ещё не приняли они, по-видимому, в расчёт, что колеса у них - 26-ти дюймовые, а у нас - 28-ми дюймовые, а также, что из-за значительной разницы физических кондиций участников многочисленной группы скорость её движения определяет слабейший.

Чтобы не отстать от байкеров, нам пришлось увеличить темп педалирования. Стальные ободья колес позволяли нам ехать по каменистой дороге со скоростью 23-25 км/час. Какое-то время ехали с байкерами рядом: мы - вдоль обочины дороги, а они - прямо посередине дороги. Когда кто-то из байкеров пожаловался, что больше не может выдерживать такой темп, мы переключились на высшую передачу и обогнали их. Вскоре мы оторвались от байкеров настолько, что они скрылись за поворотами дороги.

На мосту через реку Ухту мы остановились, чтобы подыскать на берегу место для ночлега. По правому берегу Ухты вниз от моста идёт проселочная дорога. На реке вблизи этой дороги местные жители держат свои лодки. Удивило то, что лодки были с моторами и с вёслами, а замков на лодках, по-моему, не было. "Знакомые" нам байкеры приехали к мосту через Ухту лишь спустя 35-40 минут после нас.

Четверг 14 августа 2003 г. - одиннадцатый ходовой день:
река Ухта - деревня Скорюково - посёлок Сварозеро - посёлоу Кречетово - посёлок Солза - река Большая Индоманка - посёлок Прокшино - река Кема.
Проехали 86 км, из них по дорогам без покрытия - 86 км

С утра пасмурно, прохладно, временами небольшой дождь, во второй половине дня разъяснилось, потеплело.

До границы с Вологодской областью ехали по песчанно-гравийной дороге. На нашем пути была деревенька с многозначительным названием Лохово. В пос. Кречетово рядом с дорогой - два продуктовых магазина. Прямо за околицей посёлка Солза проходит граница областей. Здесь мы сделали последнюю попытку расспросить местных мужиков: можно ли проехать к посёлку Чарозеро. К сожалению, ответ был отрицательный. Местный автомобилист сказал нам, что в 5-ти км от Солзы есть поворот налево на бетонку, ведущую к пос. Совза, но от этой бетонки до Чарозера есть только зимник. Водитель "батона"-уазика, которого я расспрашивал в пос. Кречетово о дороге на Чарозеро, тоже говорил, что туда невозможно проехать.

Архангельская область. Каргопольский район. Вид на участок дороги Кречетово - Солза
Вид на участок дороги
Кречетово - Солза

Граница Архангельской и Вологодской областей. Посёлок Солза
Граница Архангельской и Вологодской
областей. Посёлок Солза

Вологодская область. Озеро Бол. Клематовское
Озеро
Большое Клематовское

Пришлось ехать по проторённой велотуристами дороге в Прокшино. По этой дороге от Солзы до следующего населённого пункта около тридцати километров. Сразу за поселком Солза около километра грязной дороги. Дальше дорога вполне проезжая. Иногда на дороге попадались большие лужи, но их можно было объехать или обойти. В шести-семи км от Солзы, слева от дороги есть два лесных озера - Малое Клематовское и Большое Клематовское. На втором из них есть хорошее место для купания. Перед рекой Индоманкой дорога проходит по лугам. Автомобили встречались очень редко.

Уже незадолго до дер. Елинской, вблизи дороги работали лесозаготовители, которые наглядно продемонстрировали, как можно превратить проезжую дорогу в непроезжую. Справа на дорогу был выезд с делянки лесозаготовителей, по которому на основную дорогу было наворочено немеренное количество грязи. Мне показалось, что грязь на выезде с делянки больше подсохла, поэтому я попытался пройти через грязь по нему. Но впечатление оказалось обманчивым: подсох только верхний слой грязи. Мой гружёный велосипед провалился передним колесом в жидкое грязное месиво более, чем на треть диаметра колеса. Вытащить его оттуда мы смогли только вдвоём.

На стоянку мы встали на левом берегу реки Кемы, в двух километрах ниже посёлка Прокшино.

Переход к предыдущей странице         Переход к следующей странице

Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»