Заключительная часть похода на байдарке по Белому морю:

переход по Кандалакшскому заливу
от мыса Нищевский до поселка Ковдское

Кандалакшский район
Мурманской области России

<<<

Чтобы просмотреть или скрыть карту района плавания по Кандалакшскому заливу Белого моря щелкните здесь

Чтобы увеличить изображение
и просмотреть расширенный комментарий к нему,
один раз кликните по фотографии

Вид на мыс Нищевский и Кандалакшский залив с северного острова Нищеской губы (залива). В центре фото - выход из пролива между северным островом Нищевской губы и мысом Нищевский (северный выход из Нищевской губы в Кандалакшский залив Белого моря).

Вид на вход в пролив между двумя северными островами Нищевской губы со стороны Кандалакшского залива. На переднем плане фото - литораль северного острова Нищевской губы. На втором плане фото, в центре и справа - восточная оконечность второго с севера острова Нищевской губы.

Вид на пролив между северным островом Нищевской губы и безымянным островом в Кандалакшском заливе, находящемся в полукилометре к юго-востоку от мыса Нищевский. На переднем плане фото - литораль северного острова Нищевской губы.

Вид на Кандалакшский залив, острова Близнецы и побережье Кольского полуострова с северного острова Нищевской губы (залива) Белого моря

Вид на Кандалакшский залив, юго-восточную оконечность острова Тарасиха и остров Крайний. На море прилив в полводы.

На этом я вынужден прервать фоторассказ и перейти к простому повествованию обстоятельств перехода на байдарке по Кандалакшскому заливу до Княжой губы. А обстоятельства эти были таковы, что нам было уже не до фотосъемки. Как говорится: не до жиру, быть бы живу. Причем вторая часть этой поговорки соотвествовала сложившимся обстоятельствам в буквальном смысле.

Дождавшись полного прилива, мы благополучно вышли из Нищевской губы через пролив у мыса Нищевский и повернули на северо-запад вдоль Карельского берега. По моей оценке, высота волн на море на траверзе мыса Нищевский не превышала полутора метров. Я полагал, что мы сможем укрыться от ветра и волн на острове Гусиный, идти до которого было немного более километра. Но когда мы подошли к острову, оказалось, что на его южный берег воздействует волна, огибающая низменный юго-восточный мыс острова Гусиный. При высадке на остров нашу лодку волной навалило на большой прибрежный валун. Нам с трудом удалось стащить груженную байдарку с валуна.

В прибойной зоне волны стали бить лодку о дно. Несколько смягчало ситуацию только то, что дно в этом месте было песчаным. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, когда мы стали разбирать лодку, мы обнаружили мелкие сквозные пробоины в оболочке байдарки у основания форштевня и ахтерштевня, а также повреждение оболочки левого надувного баллона лодки.

Нам пришлось отвести лодку из прибойной зоны и, стоя по колено в воде, удерживать лодку за нос и корму. Простояв так около получаса, я понял, что нам не дождаться ослабления ветра и волны и надо уходить от берега острова Гусиный. Первой села в лодку жена. У неё это получилось, на удивление, быстро. А я решил отвести лодку на более глубокое место, подальше от прибойной зоны. Волной меня сбило с ног. Я упал, но не окунулся в воду с головой, благодаря спасжилету.

Только со второй попытки мне удалось сесть в лодку. Мы сразу же стали интенсивно грести, чтобы уйти подальше от прибрежной зоны острова Гусиный. Задраить юбки на горловины фартука лодки мы не смогли. Ветер и волна были такой силы, что мы могли остаться без весел, выпустив их из рук.

Мы прошли пролив между островом Гусиный и материком. Далее двигались курсом на северо-запад к проливу между островом Воронишинский Балыш и материком. Миновав остров Воронишинский Балыш, взяли курс на мыс Орлова на Карельском берегу. Когда мы прошли около половины пути до мыса Орлова, оказалось что высота волн на море стала значительно больше. По моей оценке, с кормы нас нагоняли волны высотой не менее трех метров. Длина склона волны между подошвой волны и её гребнем была больше длины корпуса нашей лодки (длина нашей лодки - пять и шесть десятых метра). Причем многие из этих волн имели пенный барашек на гребне.

Чтобы читатель мог лучше оценить сложившуюся ситуацию, привожу выдержку из руководства по эксплуатации байдарки «Вуокса-3»: «...байдарка предназначена для эксплуатации ... при высоте волны не более 0,3 м ...». Должен заметить, что мы не относим себя к числу любителей адреналина. В наши планы не входило преодоление волн, высота которых в десять раз превышала высоту, рекомендованную производителем лодки. Но деваться нам было уже некуда.

У нашей лодки была закрыта заглушкой только передняя горловина фартука. И я опасался, что лодку начнет захлестывать волной через открытые среднюю и заднюю горловины фартука байдарки. Но этого, на наше счастье, не произошло. Сказалось, видимо, то, что лодка не была перегружена и хорошо всходила на волну. А также то, что фартук лодки, подпираемый уложенными в лодку вещами, имел выпуклую форму. Вода, не доходя до горловин фартука, скатывалась с него как с горки обратно.

Чтобы не столкнуться с каменистыми отмелями и мелководьем у мыса Орлова, я вынужден был изменить курс лодки к северо-востоку, чтобы обогнуть мыс на безопасном удалении от него. Но при таком курсе мы подставляли борт лодки под фронт волны. Мне приходилось все время подруливать лодку. Находясь в ложбине между волнами, я направлял лодку на северо-восток. Когда нас нагоняла волна и лодку начинало поднимать на гребень, я поворачивал (уваливал) лодку так, чтобы она шла под углом близким к девяноста градусам по отношению к фронту волны.

Когда нам все-таки удалось миновать мыс Орлова, я совершил еще одну ошибку. Причиной этой ошибки было то, что из-за ветра и волн я не мог воспользоваться картой и уж очень хотелось поскорее укрыться в ветровой тени. Я принял за вход в Княжую губу небольшой мысок на Карельском берегу, находящийся в одном километре к северо-западу от мыса Орлова, и направил лодку на него. Удача и на этот раз оказалась на нашей стороне. Я увидел буруны на камнях, окружавших этот небольшой мыс, и успел вовремя исправить курс лодки.

Войдя в пролив между островом Крестовый и материком, мы решили, что опасность уже позади. К тому же мы устали от непрерывной, напряженной гребли в течение более двух часов. Мы расслабились и прекратили грести. Потерявшую ход лодку развернуло бортом к волне. Неприятным сюрпризом для нас оказались несколько волн высотой около двух метров, прошедших через пролив. К счастью, эти волны были более пологими и не имели пенных гребешков.

В Княжой губе мы придерживались подветренного южного берега. Этим же обстоятельством был обусловлен наш выбор места для причаливания и разгрузки лодки у поселка Ковдское.

Послесловие

Выводы из происшедшего:

1. В морском путешествии очень многое зависит от погодных условий. Не следует слепо доверять общим метеопрогнозам. Успех морского плавания зависит от состояния погоды в данном месте и на данный момент времени. Метеопрогноз, которым мы располагали, выходя в море, относился к городу Кандалакше, от которого мы находились в восьмидесяти километрах. К тому же на море ветер, как правило, бывает сильнее, чем на суше. Вместо обещанной метеопрогнозом в городе Кандалакше скорости юго-восточного ветра до четырёх метров в секунду мы столкнулись в Кандалакшском заливе на переходе от мыса Нищевский до губы Княжая с юго-восточным ветром, скорость которого составляла не менее восьми метров в секунду.

Взглянув на карту, вы увидите, что к юго-востоку от мыса Орлова в радиусе семи-восьми километров нет островов, за исключением маленького островка в непосредственной близости от Карельского берега. Это место, в котором юго-восточный ветер может поднять высокую волну.

Перед выходом в море на байдарке или на другом маломерном туристском судне нужно очень внимательно относиться к местным погодным признакам. В морском путешествии необходимо иметь технические средства (например, портативную метеостанцию), позволяющие объективно оценить состояние погоды в данном месте. Необходимо измерять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру и влажность воздуха как перед выходом в море, так и во время морского перехода.

2. Даже при умеренном ветре на море не следует приближаться, а тем более причаливать к наветренному берегу. Для байдарки в мелководной прибрежной полосе опасными могут быть и рефракционные волны, огибающие мыс или отмель.

3. В морском путешествии на байдарке необходимо привязывать к лодке весла и другие элементы снаряжения, которыми вы пользуетесь во время перехода: планшет с картой, GPS-навигатор, портативную метеостанцию и т.д. Полагаю, что для страховки такого рода снаряжения подойдет поводок рулетка с тросиком, которым пользуются хозяева мелких собак и кошек.

4. Владельцам разборных байдарок с алюминиево-пластиковым каркасом производства питерской фирмы «Тритон» я не рекомендую выходить в неспокойное море. В том виде, в каком их выпускает этот производитель, тритоновские байдарки не пригодны для морского плавания. Полагаю, что каркас этих лодок не подвергался динамическим испытаниям. Производитель не проводит серьезные натурные испытания лодок. В результате - многочисленные поломки каркаса лодки (ломаются непрочные пластиковые элементы каркаса). Запасные части, установленные взамен вышедших из строя элементов каркаса, ломаются уже во время второго сезона эксплуатации. Под воздействием динамических нагрузок от морских волн каркас тритоновских байдарок рассыпается на отдельные элементы (стрингера и окончания фальшбортов выскакивают из ловителей, установленных на шпангоутах; пуговицы кормового и носового шпангоутов выскакивают из пазов тройников кильсонов).

Наша байдарка выдержала три морских многодневных похода, в том числе и вышеописанный переход по неспокойному морю, благодаря внесенным мною многочисленным изменениям в конструкцию лодки:
     1. Увеличены прочность и жесткость каркаса (на треснувшие пластиковые элементы каркаса наложен бандаж; с помощью системы гибких регулируемых стяжек была обеспечена совместная работа продольного и поперечного наборов каркаса лодки).
     2. Модернизированы средства управления лодкой (рулевая трапеция заменена на педали).
     3. Улучшена обитаемость и увеличен запас плавучести лодки.

Переход к предыдущей странице
Фотогалереи о водных путешествиях

Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»