Использование ламп-вспышек
при фотосъёмке интерьеров помещений


Выдержки из книги
«Фотолюбителю-туристу»
<<<       >>>

Пользоваться лампами-вспышками можно обычным путем, направляя их свет на нужный участок. Показатель диафрагмы устанавливается равным частному от деления «ведущего числа» лампы на расстояние в метрах от лампы до объекта. Ведущее число известно из паспорта лампы.

Снимая обширные помещения, не всегда разумно пользоваться вспышкой обычным способом, т. е. направлять свет от аппарата в ту же сторону, в которую обращен объектив. Дело в том, что свет идущий от компактного источника света, ослабляется пропорционально квадрату расстояния от источника.

В зале, где задний план расположен в 20 м от аппарата, а передний - в 4 м, передний план получит в 25 раз больше света, чем задний. В результате или передний план будет хорошо проработан при недодержке заднего или задний план хорошо проработан при передержке переднего плана. Избежать этого можно при направлении света не на объект, а в сторону - в потолок, в заднюю или боковую стену. Свет, отразившись от больших поверхностей, равномернее распределится по помещению. При этом он, конечно, ослабится. Степень ослабления зависит от окраски и расстояния до потолка, стен и пола, поэтому заранее указать, какими диафрагмами надо пользоваться, - невозможно. В среднем можно считать, что диафрагму придется открыть по крайней мере на три деления по сравнению с тем, которое определено для среднего плана, исходя из обычного ведущего числа. Но в темном помещении с высоким потолком возможно придется открывать ее значительно больше.

При таких отверстиях диафрагмы может не получиться достаточной глубины резкости. Тогда нужно закрепить аппарат на упоре, задиаграфмировать объектив, насколько необходимо, и, открыв затвор, повторить вспышку несколько раз. Число вспышек, очевидно, будет равно тому, во сколько раз пришлось бы увеличить выдержку при соответствующем диафрагмировании. Например, уменьшив диафрагму на одно деление, делают вместо одной две вспышки, уменьшив на два деления - четыре, на три деления - восемь и т.д.

Снимая в большом затемненном помещении со штатива, можно пользоваться и другим приемом. Объектив диафрагмируется до отказа так, чтобы выдержка при имеющемся освещении продолжалась минуты. Тогда, если вы одеты в темную одежду, можно передвигаться в поле зрения объектива без опасения, что ваша фигура выйдет на негативе. С помощью лампы-вспышки можно осветить весь интерьер последовательно из разных точек (современные цифровые фотокамеры позволяют использовать при съемке синхронно несколько ламп-вспышек - примечание автора веб-сайта). Надо следить, чтобы сама вспышка не попала в поле зрения объектива. Старайтесь так выбирать места, чтобы освещение производило впечатление естественного, исходящего от имеющихся окон и других источников света. При таком сильном диафрагмировании придется пользоваться направленным светом вспышки, так как отраженный свет будет слишко слаб.

Вообще съемка помещений трудна, и в большинстве случаев выгоднее, отказавшись от съемки большого пространства, сконцентрировать свое внимание на его отдельных частях, включающих интересную мебель, скульптуру и т.д. На таких небольших участках неравномерность освещения невелика и к тому же смягчается светом, отраженным от стен, пола и потолка. Особенно интенсивна бывает подсветка, если в окна падает солнечный свет, не попадающий непосредственно на объект съемки.

 
Переход к предыдущей странице         Переход к следующей странице

Содержание (навигация) веб-сайта «Одинокий путник»
Литература для фотолюбителей